Книга «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюелла
Карл Сьюелл — владелец автодиллерской компании. Компания жива и процветает до сих пор.


Выводы из книги:
- хорошее отношение к клиентам гораздо эффективнее обычной рекламы и при этом ещё и дешевле;
- при абсолютно одинаковом товаре, клиенты получали больше удовлетворения от Кадиллаков Сьюелла;
- важность отточенных процессов.
Особенно это актуально сейчас, когда основной источник привлечения клиентов — через платный трафик из интернета. Стоимость такой рекламы рассчитывается по принципу аукциона, поэтому постоянно стремится вверх и оказывается только чуть-чуть ниже профита. Сарафанное радио и повторные продажи — хороший альтернатива.
Другой пример бизнеса со ставкой на отношение к клиентам — Рокетбанк.
Заметки по каждой главе:
- Часто бизнес забывает спросить клиентов, что они хотят.
Тщательно собираешь фокус группу и спрашиваешь, что они думают. Опросы помогают узнать свои недостатки. Это ценная информация, которая поможет сделать их счастливым.
- Всегда говорить да клиентам. В особых случаях не брать оплату. Если у клиента неприятность, надо ему помочь. Для компании это недорого. Если сравнивать со рекламой, то себестоимость такой услуги несравнимо меньше. А эффект — неизмеримо больше: никакая реклама не способна сделать клиента лояльным, а вот предоставленный в нерабочее время запасной ключ — может.
- Быть на связи, когда удобно клиентами. Всегда отвечать, если у клиента неприятность. Большинство клиентов не злоупотребляют. Оставлять один телефон для связи в нерабочее время, чтобы оператор передал дежурному сотруднику.
- Обещайте меньше, делайте больше. Итоговый счёт за услуги всегда меньше калькуляции — пусть даже всего на один доллар. Закладывать подушку в калькуляцию. Если случились непредвиденные расходы, то подушка спасёт от перерасхода. Если всё по плану, то клиент будет приятно удивлён меньшим итоговым счётом.
- Процессы важнее улыбок. Делать правильно с первого раза, иметь план на случай неудачи. Мыслить процессами. В этом сильно помогут книги по управлению запасами, кайдзен Тойоты, теория ограничений Голдратта.
- Процессы. Отслеживать причины возврата. Искать причины проблем и их общие признаки. Совещания по качеству.
Контроллеры не улучшают качество работы (и удовлетворённость клиентов) — когда за сотрудниками проверяют работу, это снимает с них ответственность за качество.
- Каждый сотрудник должен делать клиента счастливым.
- Делать нормально с первого раза. Проверять новые идеи по чеклисту.
- В случае ошибки: извиниться, исправить, дать клиенту выговориться.
- Управление запасами. Отслеживание продаж бестселлеров.
Если товара нет в наличии, то можно поменяться с конкурентами.
Сколько, как давно, сколько стоит. Цикл заказ доставка.
- Конкуренты всегда догоняют — копируют лучшие идеи. Поэтому надо процесс улучшения надо ставить на поток. Например, регулярно смотреть на определенные вещи: в сентябре на прилежащую территорию, а в феврале — на мебель внутри. Кайдзен — процесс непрерывного улучшения.
Закупки у конкурентов и себя.
- Быть благодарным своим сотрудникам. Говорить спасибо. Отмечать успехи.
- Клиенты-разводилы: бывает, но это часть бизнеса. Их меньшинство. Либо делать по-полному, либо никак.
- Не назначайте встречи на одно время (например, на 8 утра). 10 минут неспешного разговора с клиентом увеличивает вдвое шанс на успешный ремонт. Объясняйте клиентам принципы работы.
- Преимущества довольного клиента:
. Не купил у конкурентов
. Пробует другие продукты
. Не требует расходов на маркетинг
. Не придирается к ценами
- Процессы найма. Если не посмотрели 25 кандидатов — значит, плохо искали.
Обычно самые классные сотрудники не рассылают резюме и не смотрят вакансии — часто у них даже никогда не было резюме. Поэтому хорошо работают рекомендации друзей.
- ¯\_(ツ)_/¯
- ! О важности измерений и аналитики. Четыре вопроса каждому клиенту в виде анкеты при расчёте на кассе.
Средние показатели по отрасли как минимальные для сотрудников. В итоге рост по компании по среднему количеству проданных за месяц машин: 6 → 20. Рост в среднем по отрасли за то же время: 6 → 8.
Все любят соревноваться: продавцы, техники, бухгалтеры.
Важно отслеживать позитивные изменения, а не количество косяков.
- Сколько платить сотрудникам. Простой вопрос: «Как мы можем помочь вам зарабатывать больше?».
Не отграничивать успешных сотрудников
- Партнёрская схема оплаты труда. Оценка по итогам первых 60 дней: как выполняет свою работу, как нравятся клиентам.
- Поставить цели. Босс — первый по целям, на него все смотрят.
- Дизайн салонов и окружающей территории, как у Дисней, потому что те, знают, как работать с большим количеством людей. Ощущение как будто дома. Продажа — это представление, шоу.
- Хорошие манеры хорошо работают. Как к клиентам, так и к сотрудникам.
- Чистота туалетов — один из критериев выбора. Иногда даже основной.
- Вывески и указатели. Делал парень Крис, кто делал навигацию в аэропорту Далласа. Единый стиль, строчные буквы, убрать лишние таблички.
- Порядочность и пример. Простой проверочный вопрос: «Если этот поступок завтра будет на первой полосе газеты?»
- Внешний вид. Работает тот же вопрос про первую полосу.
- Тестировать идеи на маленьких масштабах. Не рассылать 15000 писем с новой акцией, а проверить реакцию на 200 письмах.
Проверять старые идеи так же как новые.
- Связь между дилерами и производителем. У дилеров есть прямая связь с конечным покупателем — им лучше производителя известно, что именно спрашивают и чего не хватает. Участие в разработке новых моделей может сделать автомобили лучше, а значит, упростить работу дилеру в будущем.
- Заимствовать лучшие практики у других:
- у Макдональдса — износостойкие отделочные материалы;
- у Дисней — оформление территории;
- у Марриотт — дизайн интерьера и принципы обслуживания людей;
- у соседней пиццерии — внутреннюю систему связи.
- Консультанты помогают оценить бизнес со стороны. Если нет денег нанять на полный день, то можно просто обедать раз в месяц.
Держитесь за хорошего консультанта, каждый раз он будет набираться опыта в вашем бизнесе и давать всё лучшие советы.
- Имидж. Единый стиль в рекламе. Основные принципы, а не кричащие скидки. Покажи, а не говори.
- Промоакции.
- Оценивать LTV (lifetime value — сколько клиент принесёт прибыли за всю жизнь). Средний американец покупает 12 машин за жизнь: обращаться с каждым клиентом, как будто он покупает 12 машин, а не одну.
Слоган в рекламе: «Спроси того, кто уже покупал».
Измерять LTV, чтобы понимать, кто именно приносит деньги компании.
- Банковский счёт отношений. Клиент может простить косяк, но только если есть большая история хороших отношений. И только один косяк.
- Оценка работы со стороны. Независимые исследователи провели опрос, чтобы проверить, как действительно работают описанные выше принципы. Работают.
Особенно интересен ответ на вопрос в отличие машин Сьюелла от конкурентов, ведь по факту у всех дилеров машины одинаковые.