Как сделать свой подкаст. Лекция Завтракаста
Микрофоны. Каждому участнику нужен свой микрофон, чтобы записывать отдельные аудиодорожки. Это добавит возможностей при монтаже, можно будет отдельно почистить шумы или лишние слов. Стоят в среднем 5-15 тысяч. У ведущих Blue Yeti (11 990₽).
Лайфхак: если отдельного микрофона нет, можно засунуть телефон в стакан, накрыть носком и будет приемлемое качество.
Дизайн. Лучше сразу продумать дизайн обложек и соцсетей, чтобы выделяться в списках подкастов. Если дело пойдет, потом с этим дизайном можно запустить мерч.
Шоуноты. Список тем для обсуждения помогает нескольким ведущим координировать дискуссию. Ребята делают маленькое репостное медиа: в конце недели собирают самое интересное и делятся мнениями.
На заметку: разные мнения интереснее слушать. С одинаковыми мнениями не получится дискуссии. Ребята специально занимают полярные точки зрения, даже если не согласны и приходится на ходу придумывать доводы.
Аудитория. Всем насрать на новые подкасты. Если нужна аудитория, нужно потрудиться. У ребят было ядро с прошлого проекта. Потом они стали звать в подкаст крутанов (Вилсаком, Бобук, ТурбоДжедай) и приглашали их подписчиков послушать выпуск.
Из аудитории построили комьюнити. В целом у подкастов аудитория супер лояльная: стоит похвалить марку пива и она на месяц пропадает из магазинов.
Реклама — вещь редкая. По их оценке не более 10 русскоязычных подкастов продают рекламы больше чем на 1000 долларов в месяц.
Публикация. Чтобы подкаст появился в айтюнсе, не нужно грузить аудиофайл на сервер Apple — всё работает через RSS фид. При выпуске нового эпизода iTunes (и другие платформы) будут качать файл с указанного сервера.
Свой хостинг. Можно раздавать со своего сервера, но нужно в этом разбираться: новый выпуск может легко уронить сервер под большой разовой нагрузкой. Хорошо иметь CDN — буфер между сервером и слушателем (у ребят Cloudflare).
Сторонние хостинги: можно на SoundCloud (бесплатно до 3-х часов в месяц) или Libsyn (сразу платно).
Звук. Лучше сразу записывать нескольких участников лучше на разные дорожки. И ещё одну общую запасную — полный провал, если потом, например, вырубиться электричество и 3 часа записи пропадут.
Монтажёр работает с каждой дорожкой отдельно: настраивает уровень громкости, чистит шумы, удаляет лишние слова (и тупые шутки).
Потом сводит в одну, и ещё раз проверяет общий уровень звука: чтобы все участники звучали одинаково. Советует доверять ушам: программа может показывать, что громкость у всех одна, а ушами слышишь, что есть различия.
Чтобы синхронизировать несколько дорожек при монтаже, участники одновременно делают хлоп, что даёт легко опознаваемый пик на аудиодорожке.
Подкаст учит говорить. Конечно, потом все «э-э-э» можно вырезать на монтаже, но это надоедает и постепенно прокачивается навык говорить нормально с первого дубля.