Итоги Яндекс.Практикума: прошлый опыт, цель и процесс учёбы

В декабре 2019 закончил курс «Аналитик данных» в Яндекс.Практикуме; делюсь впечатлениями и результатами.

Вводный курс начал в марте, закончил — в мае, аккурат к дедлайну на первый набор. 27 июня начались занятия по основному курсу, а 21 декабря был дедлайн к финальному проекту. Между этим было 13 двухнедельных спринтов и двое каникул по одной неделе.

После первого модуля писал небольшой отчёт.

Начало: прошлый опыт и цель учёбы

До Практикума я почти не писал код. Проходил начальные курсы по HTML, CSS и даже JavaScript, но дальше базовых вещей никогда не доходил. Никак не мог перейти от теории в учебнике к практике в реальном мире. Энтузиазм от первых успехов быстро проходил и при первых трудностях я бросал курсы.

Для прохождения Практикума оказалось достаточным вводный курс по Python в его первом «спринте».

Поскольку у меня в середине вводного курса Практикума образовалась пауза на месяц, то пришлось воспользоваться другим курсом, чтобы пройти этот курс до конца: первые уроки уже совсем забылись. Для этого я за оплатил месяц премиума на CodeCademy и прошёл там вводный курс по Data Science. Премиум нужен для доступа к практическим заданиям, теорию можно изучить и на бесплатной версии.

Кроме того, месячный «курс» на CodeCademy я использовал как тестовый вариант Практикума: если вдруг через две недели Python бы наскучил, то я бы сэкономил 60 000 ₽ на Практикуме... но не наскучил :-)

Целью учёбы я ставил смену профессии и отрасли — «войти в айти», как говорят в интернетах.

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

Мне было не интересно «бежать» в отрасли логистики — я пробовал читать статьи или учебники и даже прошёл один курс для повышения квалификации. Понял, что это вообще не моё и мне совершенно не интересно развиваться в этой профессии. А без этой мотивации не будет развития. И тогда в свои 35-40 лет я буду заниматься тем же самым, чем и в 25; и на том же общем уровне развития.

Как проходит учёба в Практикуме

Весь курс разделён на двухнедельные спринты: неделя на теорию и неделя на практику.

На первой неделе в понедельник в 10 утра открывается «теория»: текстовые лекции с иллюстрациями в кабинете Практикума и там же онлайн-тренажёр для кода. В конце темы — список дополнительных статей почитать.

кусочек «теории» из спринтов про бизнес-показатели и машинное обучение

В четверг той же недели открывается «пркактика» — блок с встроенной в кабинет Jupyter тетрадью. Там один или несколько файлов csv с данными и задание. Задание разбито на блоки: проверь доступные данные, приведи к нужными форматам, проверь на аномалии и пропуски, и ответь на 10 вопросов.

По ходу выполнения заданий обычно возникает много вопросов: от банального использования функций до багов в тренажёре. Со всем этим мы шли в Slack. Там нас ждали кураторы, наставники и готовили свои жилетки работники деканата сотрудницы Практикума.

В конце каждого спринта конспект курса в pdf.

Мне сильно помогал конспект всех занятий: пока слушаешь вроде всё понятно, а как надо написать функцию — так сразу пустота в голове. Так что практику я делал по своим записям после курса теории.

Работа с кураторами и наставниками

Есть преподаватель — один на поток (нас было ~60 человек). Он дежурил в Слаке и в рабочие часы обычно отвечал в считанные минуты (если, конечно, не забывали его @тегнуть). Его можно было спросить как правильно вывести график в matplotlib в нужном виде, как работает какая-то функция или почему не стоит применять критерий Стьюдента к ненормально распределённым данным.

На последний вопрос он на следующий день подготовил мини-доклад и всё подробно расписал.

У нас куратором был Вячеслав Зотов и в конце мы даже шутили, что это какая-то искусственная нейросеть — настолько он быстро и регулярно отвечал на все запросы.

типичная студенческая активность в Слаке

Ещё есть наставники — их назначали одного на группы по ~10 студентов на каждый модуль плюс отдельный на выпускной проект. Получилось, что за всё время учёбы у меня было четыре наставника.

Наставник проверял практические задания и оставлял персональные комментарии к каждой работе. Если что-то по заданию непонятно, наставника можно было поймать в личке в том же Слаке.
Наставников спрашивал что-то по проекту. Какие пропуски в данных следует заполнить (и как), а какие — удалить. В каком порядке обрабатывать результаты А/Б тестов. Наставник прямо в коде мог посоветовать обернуть кусок кода в отдельную функцию, скинуть ссылку на пример крутого кода или полезного графика. И поддержать морально, похвалить за достижения!

комментариии наставников в Jupyter тетрадях

Наставники не дежурили в Слаке и отвечали обычно в течение дня. По личным ощущениям, в среднем это было раз в день: утром до работы или вечером после. Старался не пропускать эти «сеансы связи»: показывать текущий прогресс задач и получать обратную связь.

И ещё, конечно же, команда проекта — это гуру эмпатии и переговоров. Некоторые задания давались труднее других, у всех есть другие дела помимо курса, и поэтому эмоции накалялись. И тут приходит Марина Левушкина и каким-то магическим образом снимает все заботы и волнения. Всё снова хорошо и можно продолжать учиться.

На выпускном ребята рассказывали, что кто-то даже хотел уходить с курса из-за сложности или отставания, но команда всегда помогала.

Консультации

В посте с отчётем за первый модуль я рассказывал, как происходили консультации и показывал, как выглядела обычная.

В ноябре 2019 года Практикум поменял подход: вместо одной консультации раз в две недели, стало по несколько каждую неделю.

Раньше наставник собирал консультацию для своей мини-группы, где проходил по темам спринта и отвечал на вопросы. Теперь консультацию смогли вести все: наставники, кураторы, а также приглашённые гуру аналитики и другие хорошие специалисты (например, HR).

Расписание и темы консультаций объявлялись заранее и можно было составить себе график по вкусу. Записи консультаций доступны.

темы консультаций за ноябрь

Комьюнити

На Практикуме собрались классные ребята: все разные, но со схожими ценностями. У всех одна цель — научиться новому. Они понимают ценность дополнительного образования и готовы тратить на него деньги и свободное время (!).

Новые крутые знакомства — это отдельный большой плюс Практикума.

Ребята всегда помогали советом: как пройти бездушную машину онлайн-тренажёра, что ещё интересного почитать по теме, кто какие курсы проходил. Ещё вместе веселее ходить на митапы по А/Б тестам.

обмениваемся впечатлениями от только что закончившийся учёбы

Последние «новости» в Телеграме и Фейсбуке

Share
Send
Pin
 2107   1 mon   Яндекс.Практикум
Popular